Пятница, 25.05.2018, 23:46 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
СКВРиЗ [17]Работа с молодежью [4]
Вера [27]Новости Крыма [3]
КИАЦ [9]ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА [64]
Праздники [8]ХКО "ЯЛТИНСКОЕ" [36]
Новости и СМИ [23]ВИДЕО [9]
МУЗЫКА [24]
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Икона Дня
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта


Главная » 2016 » Октябрь » 8 » Легендарный Донский Атаман Сары-Азман
15:40
Легендарный Донский Атаман Сары-Азман

Вот такой портрет замечательный я видел ещё в первое посещение азовского музея. Якобы это "первый казачий атаман Сары-Азман". Откровенно нерусское имя такого "первого казачьего атамана" очень радовало сторонников "особого народа казаков". 

В общем, копнул источники... источниками оказалась переписка ногайского правителя Юсуфа с Иваном Грозным. Ногаец жаловался московскому царю, что ""Холопи твои, нЬхто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех мЪстех городы послали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Обращаем внимание на множественное число и полное отсутствие упоминания слова "казаки". А царь на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей землЪ много лиха учинили и мы их просто вегтЬ ... убЪжали в поле" То есть и Иван упоминал Сары Азман в множественном числе и не именовал их казаками. Упоминалось, кстати, что грабят Сары Азман "на Ворониже" - то есть далековато от Азова. 

Это имя одного человека? Это название группы людей? 
Неизвестно. 

Имел(и) ли означенный (ые) Сары-Азман какое-то касательство к казакам, кроме того, что действовали на Дону? 
Неизвестно. 

Этим именем (буквально "белая громада") он (они) сам (сами) себя называл (называли) или это имя дал им тюрк Юсуф, а Грозный за ним повторил? 
Неизвестно. 

Наконец, означает ли "татарское" прозвище в те времена обязательно происхождение носившего его человека (людей)? 
Вот тут - однозначно нет. В документах московской эпохи тюркские по происхождению прозвища зачастую носят люди со славянскими фамилиями и православными отчествами, что не мешает рисовать портреты с чалмою на голове и крестом на груди. 

Четыре стрелы Сары-Азмана. Наша философия.

1. Взгляды «Стрел Сары-Азмана» - это философия «человека с прямой спиной». Казачье национальное мировоззрение, считающее фундаментальной ценностью Волю. Воля – фундамент казачьей сущности.

Отбери у казаков мечту о Воле – останутся лампасы, папахи, народные ансамбли. А вот казаков уже не будет. Воля – душа казачьего народа. Казачья кровь дышит Волей.

Не случайно апологеты «русского казачества» шарахаются от темы казачьего свободолюбия как чёрт от ладана. Именно эта граница отделяет казачий народ от интернационального сообщества играющегося в сословие давно сгинувшей империи. 

Воля – наш политический идеал. Общество нашей мечты есть общество свободных вооружённых граждан знающих себе цену, ходящих по своей земле хозяевами. С гордо поднятой головой, ни перед кем шапки не ломая. 

Воля – казачья национальная идея.
Иного не дано. Такими нас родила Степь.

2. Взгляды «Стрел Сары-Азмана» - это философия ответственности, так как она - фундамент Воли. Ответственность равна пониманию того, что судьба казачьего народа является результатом суммы наших поступков и поступков наших предков. Никто не виноват в том что мы имеем то что имеем кроме нас самих. Ни красные комиссары, ни олигархи, ни инопланетяне, ни чёрт лысый. 

Хотим изменить свою участь? Всё в наших руках. Для этого нам необходимо всего лишь изменить свои поступки. Совершил элементарное национально мотивированное действие? Счётчик судьбы уже затикал в нашу пользу. А контуры казачьей мечты проступили в тумане грядущего. 

И мы полагаем, что каждый народ, как и отдельный человек имеет то, чего достоин.

«Отечество это не территория, Отечество — это сумма подвигов» (с) Один великий философ.

3. Взгляды ССА – это философия национальной солидарности. Казачий народ мы считаем большой семьёй, объединённую общей кровью и Духом. Кто входит в нашу семью, кого мы считаем казаками? Людей определяющих свою национальность словом «казак» на основании кровно-родственных связей с казачьими предками. 

С Дона выдачи нет.

4. Взгляды ССА – это философия Степи. Донских Казаков родила Степь. Степь как географическое и цивилизационное явление определила наш менталитет и культуру. Всё собственно донское казачье, носит ярко выраженный степной характер начиная от национальной одежды (чекмень, шаровары), традиционного оружия, способов ведения войны, национальной кухни и заканчивая практически всеми терминами социальной организации. 

Менталитет донского казака – это нрав степняка: свободолюбие и степная доблесть, уважение к своему роду и высокий статус женщины в традиционном казачьем обществе, любовь к лошадям и степная конная удаль. Как и у других степных народов, у донских казаков каждый мужчина – всадник и воин. Казачья антропология несёт в себе неискоренимые южные, степные черты, а донская казачья речь мощный пласт степных, тюркских слов и понятий.

Менталитет народа – это его историческая судьба, и её также определила Великая Степь как географическое, культурное и историческое явление. Непокорная, свободная Степь – это наш путь между Лесом (Русью) и Горами (Кавказом). не отклоняясь ни в ту ни в другую сторону, отстаивая свою свободу, своё национальное «я».

Тетива спущена, стрелы Сары-Азмана свистят в краю ковылей и древних курганов.

О первом донском казачьем атамане Сары-Азмане известно немного. М.Карамзин в своей «Истории государства Российского» по этому поводу кратко заметил:  «Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства … и в 1549г. вождь их Сарыазман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону».

Более подробные сведения о первом донском атамане даются в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В этой грамоте, датированной1550г., князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют... Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди – Сарыазманом зовут – разбойник твой пришел и взял их».

Царь Иван Грозный дипломатично ответил князю, что «те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один 
раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить. Гостей 
ваших в своей земле мы бережем, а дорогою береглися бы они сами.

Тебе известно, что на Поле всегда лихих людей много разных государств, и тех людей кому можно знать: нам гостей ваших беречь на Поле нельзя, а бережем и жалуем их в своем государстве». Далее царь добавлял, что хотел бы с Юсуфом «дружбу свою крепкую держати, а то что Сары-Азман Князевых людей побил, тут царь ему ничем помочь не может, но если Юсуф поймает Сары-Азмана и пришлёт его в Москву, то царь «велит его казнити». 
В ответном письме Ивану Грозному князь с упреком замечает что «дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сарыазманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят.

Царь ответил в неопределенном тоне...

Кто же такой Сары-Азман, откуда родом, как жил и - чем знаменит? На все эти вопросы определенно ответить сейчас практически невозможно, ибо документы, которые позволили бы сделать это, исчезли в пламени войн, восстаний и революций, осталось только имя донского атамана – Сары-Азман...

Да и имя ли это... Донской дореволюционный историк Е.П.Савельев, автор трехтомной истории донского казачества, пишет, что «Сары-Азман – слово персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее "удальцы". Вот одним из таких удальцов и был первый донской атаман.

Более определенную точку зрения на сей счет высказали современные ростовские ученые Н.С.Коршиков и В.Н.Королев. «Сары-Азман, – считают они, – возможно, был татарином, азовским или мещерским, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище», и добавляют к вопросу о возможном местонахождении городков Сары-Азмана, что "наиболее вероятным представляется их расположение на Верхнем Дону, откуда казакам Сары-Азмана удобнее всего перехватывать ногайских послов и купцов на реке Воронеже; именно эта река как место "разбоя" атамана фигурирует в источнике".

Вот и все, что можно сказать о П Е Р В О М донском атамане.

Из книги Михаила Астапенко «Донские казачьи атаманы»

Категория: ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА | Просмотров: 446 | Добавил: Черкас | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2018
uCoz