Понедельник, 24.09.2018, 19:38 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
СКВРиЗ [17]Работа с молодежью [4]
Вера [27]Новости Крыма [3]
КИАЦ [9]ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА [69]
Праздники [9]ХКО "ЯЛТИНСКОЕ" [36]
Новости и СМИ [26]ВИДЕО [11]
МУЗЫКА [24]
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Икона Дня
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта


Главная » 2016 » Октябрь » 6 » Атаманы-молодцы, прошу сходиться!
19:23
Атаманы-молодцы, прошу сходиться!
                 «Атаманы-молодцы, прошу сходиться!»
 
 
 

Можно ли возродить основы управления Области войска Донского.


Донские казаки, несмотря на мощное давление царей, сохранили основные принципы республики, и сформировали эффективно работающее самоуправление. Они ввели в законы «войскового права» местные обычаи, учитывающие исторические и национальные особенности своих станиц. И самое главное – казаки заставили всех чиновников уважительно относиться к себе. 

Свобода и равенство

Основу дореволюционной казачьей государственности составляло вольнолюбивое мировоззрение донцов. В первую очередь, речь идет о триаде духовных ценностей, гласящей, что «казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть». Тем самым подчеркивалось незыблемое право на «волю», тогда, как в России, по меткому выражению Герцена, существовало белое рабство – крепостничество. Именно поэтому свобода казаков представляла главную идеологическую угрозу господствующему дворянскому строю. В этой связи наиболее известный историк, специализирующий по казачьей тематике, Василий Дмитриевич Сухоруков особо подчеркивал, что казачество являло собой «товарищество людей, равных между собой и не терпевших никакой (навязанной извне) власти».


казаки_2

Исторический статус-кво

Иными словами главную опасность для себя донцы видели в указах и в служивых людях российского самодержца. С другой стороны в этой поговорке говориться и о достигнутом статус-кво, заключающее в том, что цари не посягают на вольницу казаков, а они в ответ защищают южные границы государства. Более того, династия Романовых в XVII веке начала платить жалование донцам, признавая их служивыми поданными, чем, кстати, в значительной мере и обеспечила прекращение смуты. Для этого ежегодно в октябре в Москву снаряжалось специальное посольство, состоящее из атамана, есаула и 89 рядовых казаков. Перезимовав, черкасская миссия по талой воде привозила на вольный Дон деньги, оружие, боеприпасы и хлеб. А осенью донцы-послы возвращались в Москву с заморскими товарами, пленными и с дорогими подарками. Впрочем, в 18 веке это формат взаимоотношений центра и казачьей окраины претерпел существенные изменения.

Коллективный разум

Казаки часто воевали, подчиняясь в походах выборному атаману. Но дома после похода роль станичного начальника резко суживалась. Практически все хозяйственные дела решались кругом. Собирались казаки на майдане, который находился между церковью (или часовней) и станичной избой.

После круга казаки долго не расходились и тешили друг друга байками. Например, пересказывалась история, имеющая место в станице Клетской. Там ждали войскового атамана. Увидев на дороге облако пыли, станичники зазвонили в колокола, и вышли навстречу с хоругвями. Однако вместо главы Войска Донского вбежал разъяренный бугай. А, когда люди разошлись, наконец-то приехал атаман, несказанно удивившись тому, что его никто не встретил. Это свидетельствует о том, что на Дону была хорошо развита информированность населения происходящими событиями.

Двоевластие

Москва с самого начала не хотела мириться с республиканской формой правления на Дону. В 1645 году Алексей Михайлович Романов приказал атаману Войска Донского Корниле Яковлеву начать строительство городков на Каланчинской протоке и казачьем ерике. Однако войсковой Круг отказался выполнять царскую волю. Более того казаки общим решением сняли Яковлева с должности. И всё-таки власть Москвы постепенно усиливалась.


казаки_1


Ситуация резко изменилась во время правления Петра I. Прибыв в 1709 году в Черкасск, царь узнал, что войсковой атаман Илья Зерщиков имел отношение к Булавинскому бунту. В отместку за это Петр I запретил выбирать на кругу главу донских казаков. Вскорости делами донцов стали заниматься не местные старшины, а «повытья», в дальнейшем «казачьи экспедиции» - специальные отделы Центральной Военной коллегии. Вначале они пересчитывали казаков и выписывали им жалованье, а затем пытались взять на себя ведение всех имущественных, уголовных и военных дел. В итоге количество нерешенных споров в отдельные годы достигало трех и более тысяч. Параллельно с этим казачество продолжало развивать свое неформальное право, стараясь – насколько это возможно - отстраниться от русского чиновничества. Это двоевластие длилось до 6 июля 1797 года, когда Павел I своим манифестом вернул часть привилегий казачеству.

Войсковое право

Удаление донских станиц от московского центра на тысячу и более километров способствовало самоорганизации казаков. Ряд историков в этой связи видят много общего между формами правление на Дону и народным Вече в Новгороде и в Пскове. Правда, в отличие от этих первых русских демократий, являющихся торговыми и промышленными центрами, донское казачество развивалось в условиях постоянных военных угроз. Для их отражения и требовались боевые командиры, доказавшие своим героизмом и умом право быть атаманами. Их выбор был всегда открытым и критическим, зато решение Круга никогда в дальнейшем не подвергалось сомнению. Более того, на Дону было закреплено прецедентное право, то есть однажды вынесенные на Кругу решения запоминались в народной памяти. Если же такие же выводы по аналогичным делам принимались и в других станицах, то они переходили в разряд обычаев, которые в свою очередь становились правилами.


казаки_4


Историк Сергей Сватиков особо подчеркивал стремление казаков к собственной системе координат, которое получило название «донское войсковое право». Оно было закреплено юридически через «Права и привилегии войска Донского, российскими государями дарованные». Этот свод был опубликован в «Статистическом описании земли Донских казаков, составленном в 1822 - 1832 годах». По сути дела, цари были вынуждены признать казачью республику.

Хранители обычаев

До публикации этих законов «войскового права» имелся институт старшин – людей, которые должны были следить за соблюдением норм и обычаев донского казачества. Как правило, ими становились бывшие атаманы Войска Донского. У них были помощники в каждой станице - казаки, хорошо знающие традиции.

Среди норм «войскового права» на первом месте значились правила, касающиеся православной веры. Например, казаки, которые в плену принимали ислам, дабы остаться в живых, переходили в разряд «охряны». Им было запрещено входить в церкви, но предписывалось во время православных праздников лежать перед входом в храм. По обычаям прихожане переступали через них, тем самым демонстрируя презрение. Прощение вероотступников приходило к ним со смертью, после чего «охряны» хоронились на кладбищах, «как люди».

Сроком на три года

Система правления областью Войска Донского строилась на территориальном принципе. В частности центральная Военная Коллегия разбила земли, заселенные казаками, на шесть округов. Оперативно, то есть «в суете сует» управляли ими нарочные старшины, которым в свою очередь подчинялись станичные атаманы, выбранные на кругу. Кстати, среди местных начальников часто встречались самые простые казаки, которые числились, как рядовые. В этом случае войсковой атаман назначал им жалованье и звание хорунжего. Выбирались атаманы 1 января сроком на три года. Итоги голосования протоколировали специальные чины из Военной коллегии. Став атаманом, казак брал на себя обязанность охранять имущественные права станичников и следить за правопорядком, докладывая в мирное время обо всех случаях преступлений и беспорядков сыскному начальству. В периоды войн он автоматически подчинялся окружному генералу.

Низовые и верховые казаки

Однако сами донцы делили себя на низовых и верховых казаков. Вотчиной низовых казаков были Черкасский и часть Первого Донского округа. Верховые – населяли в основном Хоперский и Усть-Медведицкий Округа.



Низовые и верховые казаки различались даже внешне. Если верховые – ничем не отличались от крестьян, проживающих в центральной части России, то низовые – имели характерную казачью физиогномику. Они являли собой ярко выраженную смесь азиатских и европейских черт и были в основном брюнетами с черными глазами. Разным был и уклад жизни. Например, среди низовых казаков было развито расслоение по уровню жизни, а вот среди верховых – почти не встречались богатые, но не было и бедных.

Вообще-то считается, что именно низовые казаки положили начало Области Войска Донского. Этнографы отмечают, что донцы с низовья Дона, как правило, являлись худощавыми и высокими, часто имея рост 180 см и выше. За это их призывали служить в Лейб-гвардию. В своей среде они были насмешливыми, а для врагов – люто злыми. Верховые, напротив, имели суровый вид, но отличались добротой. Эти различия тоже имели значение для системы управления казаками, так как старшинам предписывалось учитывать и эти этнографические различия, проявляющие в оттенках тех или иных правил, норм и обычаев. Иными словами, «войсковое право» обязывало начальство искренне уважать казаков.

Александр Ситников  
Кирилица

Категория: ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА | Просмотров: 143 | Добавил: Черкас | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2018
uCoz